О проекте Доска объявлений Трансп. компании Исследования Документы Сборные грузы Новости Статьи Автотовары
Экономия на закупках
маркетинговые иследования

Расчет расстояния

Расширенный расчет


Расчет

Rambler's Top100
13.08.2013

Трасса М4 «Дон»: история, современность и перспективы

С тех пор, как Сочи выиграл право на проведение Олимпийских игр 2014 года, много всего в нашей стране получило приставку «олимпийский». Олимпийская стройка, олимпийский бюджет и даже олимпийская дорога. Подобного названия удостоилась трасса М4 «Дон». Собственно, она и без всякой Олимпиады занимает важное место в жизни страны. Как-никак, это главная дорога на море, соединяющая столицу с Краснодарским краем.

Просто игры 2014 года стали хорошим стимулом превратить старую, прилично загруженную трассу в современное шоссе – быстрое и комфортное. Пока получается лишь местами.
Как тогда и как сейчас
Трасса М4 «Дон» с твердым покрытием была построена в 60-е годы прошлого века, да и то не вся, а только на отрезке Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону. Тогда она соответствовала третьей категории. По советской классификации это означало ширину дорожного полотна 7 метров и всего по одной полосе для движения в каждую сторону. Впрочем, отдельные участки дороги существовали и раньше, просто в те годы их объединили в один маршрут. Рассчитана трасса была на небольшие нагрузки, которые с тех пор значительно возросли.
Серьезные изменения произошли с трассой после распада СССР. В ее состав были включены участок дороги Ростов-на-Дону – Беслан – Баку от Ростова-на-Дону до Павловской, дороги Павловская – Краснодар, Краснодар – Джубга, а также участок бывшего Сухумского шоссе от Новороссийска до Джубги. Так М4 приобрела свой нынешний вид – 1543,7 км от Москвы до Новороссийска. Заодно в начале 90-х начались работы по расширению трассы. Сначала в Москве и области, потом в других регионах.
В свое время министром транспорта Игорем Левитиным была поставлена задача превратить всю трассу М4 в шоссе первой категории. А именно – с минимум четырехполосным движением, разделительным барьером, а также многоуровневыми развязками. Очевидно, что привести в соответствии с этими правилами всю трассу не получится – максимум отрезок до Джубги. Дальше начинается горный серпантин, на котором расширить дорогу до нужного значения нереально. Но самые важные населенные пункты (Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар) шоссе первой категории должно охватить, плюс решить транспортную проблему во время Олимпиады. Если, конечно, план удастся выполнить.
Справедливости ради нужно заметить, что ремонт и реконструкция трассы идут повсеместно. Еще три-четыре года назад можно было долго перечислять двухполосные отрезки,
сегодня двухполосных отрезков осталось совсем немного: обход Воронежа, участок в 70 километров около Павловска в Воронежской области и участок около 30 километров в Ростовской области плюс трехполосный участок на подъезде к Краснодару.
Причем на многих этих участках работы ведутся буквально сейчас. Объезд около Воронежа реконструируется уже два года, но пока конца и края ремонта не видать. Строится также объезд знаменитого хутора Тарасовский в Ростовской области, в Краснодарском крае расширяется дорога около столицы региона.
Впрочем, уровень шоссе определяется не только шириной и количеством полос, но и качеством асфальта и инфраструктурой. С первым проблемы были довольно серьезные, даже в тех местах, где дорога давно уже четырехполосная (например, в Тульской области), однако ситуация и тут стала лучше. По последним отзывам,
дорога от Москвы до Воронежа представляет собой почти что автобан (за небольшим исключением) – с очень приличным качеством покрытия.
Не удивительно, что в Московской области разрешенная скорость на участке автомагистрали была увеличена до 130 км/ч, кроме того еще есть 50-километровый участок в Липецкой области, где можно ехать до 110 км/ч.
Дальше – хуже. За Воронежем качество полотна уже можно характеризовать как среднее. Больших ям нет, но колейность ощущается очень сильно, особенно в правых полосах, по которым ездят фуры. Весьма переменчивая дорога в Ростовской области: свежеотремонтированные участки высокого качества, а вот старые могут преподнести неприятные сюрпризы, особенно многим запоминается Аксайский район. Дорога на участке Ростов-на-дону – Краснодар весьма неплохая, тем более на нем постоянно ведутся какие-то работы. В Краснодарском крае качество дорог на уровне Московской области, жалко, что она слишком узкая на большом количестве участков.
Не асфальтом единым
С инфраструктурой ситуация куда хуже. Если заправок хватает, то вот стоянок, кафе, мест для ночевки, автомагазинов и СТО по пути явно недостаточно. Спасают пока населенные пункты, через которые проходит трасса. В них большая часть местных жителей живет дорогой – торгует всем, чем не попадя, сдает жилье, старается оказывать всяческие услуги (например, показывают, как объехать пробку около хутора Тарасовского).
Особенно этот вид бизнеса  развит в Краснодарском крае, где по обочинам стоят мини-рынки с местной продукцией. Однако все это – кустарщина, и качество обслуживания оставляет желать лучшего. Профильных мест отдыха очень и очень мало. Особенно наглядно это заметно, если проехать ночью пост ГАИ в Цукеровой балке – на обочине ночует огромное количество фур, больше им ночевать попросту негде. Нельзя не отметить и тот факт, что с тенденцией строить развязки в обход населенных пунктов многие традиционные места дорожного сервиса оказываются в стороне от трассы.
Сложно сказать, почему дорожная инфраструктура развивается не так быстро, как того хотелось бы. Понятно, что это сфера интересов не государства, а частного бизнеса, но он пока пассивен. Может, сложно договориться с собственниками дорог по поводу земельных участков, а может, есть сомнения в рентабельности бизнеса, хотя, учитывая загруженность трассы, с этим-то проблем быть не должно.
Жизнь в пробке
Кстати, про загруженность. Традиционно летом М4 страдает от огромных пробок, связанных одновременно с сезоном отпусков и сбором урожая, который на фурах везут из Краснодарского края на север. Если не считать традиционные пробки около Москвы, то самые напряженные места хорошо известны. Во-первых, это объездная дорога около Воронежа. Она и до ремонта славилась скоплением машин, а сейчас, когда часть дороги перекрыта, там можно встать надолго. Дело портят светофоры, Усиление мобильной связи которыми перегорожена трасса. В Лосево и около Ростова-на-Дону пробки бывают регулярно, особенно в часы пик.
Легендарное место в плане заторов – хутор Тарасовский в Ростовской области.
Судя по рассказам «бывалых», застрять там можно всегда – хоть днем, хоть ночью. Двухполосная дорогая ужасного качества, пешеходные переходы и перекрестки в самом хуторе делают свое дело – дальнобойщики пробку на этом участке трассы планируют заранее.
Некоторые заторы, если так можно выразиться, имеют рукотворное происхождение. Огромные вереницы машин может собирать пост ГИБДД в Цукеровой балке, а все из-за политики местных стражей порядка оставлять для проезда только одну полосу. В часы пик перед этим бутылочным горлышком скапливается много машин. Зачем организовывать искусственную пробку, когда и естественных хватает?
Ремонтные работы добавили в список заторов новый участок – подъезд к Краснодару.
По словам очевидцев, в этом году это самый напряженный участок трассы, который проехать с более-менее приличной скоростью нереально даже ночью, а днем он собирает огромные заторы на много километров. Причина – ремонт дороги. У дорожников тоже есть что спросить. Зачем сужать сразу такой огромный кусок дороги, нельзя ли ремонтировать трассу поэтапно, маленькими кусками? Глядишь – и пробки бы стали меньше.
За все нужно платить
В череде тенденций М4 отметим еще одну – введение платных трасс. В этой области дорога была пионером – в 1998 году первый в стране платный участок появился в Липецкой области около обхода Хлевного. Потом он какое-то время был бесплатным, а два года назад увеличился до 50 километров, и на нем снова стали взимать деньги.
Еще один 25-километровый платный участок функционирует в Подмосковье, там надо заплатить 30 рублей. Политика компании «Автодор», которая эксплуатирует дорогу, такова, что участки, на которых закончилась реконструкция, должны стать платными. Так уже объявлено о том, что придется платить на объезде Воронежа и Тарасовского (когда их доделают), на 230 километре в Тульской области. Вполне возможно, что список пополнится и другими отрезками. Глядишь, такими темпами через несколько лет поездка на машине из Москвы на юг будет дорогим удовольствием.
В общем, сегодня трасса М4 «Дон» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, проведена огромная работа по расширению и реконструкции, на некоторых участках вполне европейское качество, с другой – постоянные ремонты дорог, вызывающие огромные пробки, слабо развитая инфраструктура. Остается надеяться, что после Олимпиады все это закончится, и рядовые водители смогут воспользоваться результатами вложенных миллиардов рублей. В любом случае, другой дороги на юг все равно нет.
Справка:
Трасса М4 «Дон» проходит по территории следующих субъектов федерации: Московская область,  Тульская область,  Липецкая область,  Воронежская область,  Ростовская область,  Краснодарский край, Республика Адыгея. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E 115. Он целиком проходит по территории России от Северодвинска через Москву до Новороссийска. В 2010 году трасса М4 «Дон» передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор». Тогда же был произведен мониторинг состояния объектов придорожного сервиса. Более 50 % существующих объектов инфраструктуры признаны !!! некомфортными для использования, еще 30 % – не соответствующим требованиям.
Источник: www.ati.su
Фото: avto25.ru

Теги: м4 трасса Дон