О проекте Доска объявлений Трансп. компании Исследования Документы Сборные грузы Новости Статьи Автотовары
Экономия на закупках
маркетинговые иследования

Расчет расстояния

Расширенный расчет


Расчет

Rambler's Top100
20.01.2022

Маркировка и упаковка грузов

Маркировка и упаковка груза – одна из ключевых задач, которую нужно решить ещё при организации их перевозки. Это нужно, чтобы доставка груза была реализована в нужное время и место. Из-за различных и специфических свойств грузов важно разделить их и классифицировать, используя соответствующие маркировки. Что такое маркировка для упаковки груза, какая она бывает и какое значение имеет – разберёмся в этой статье.

Что такое маркировка груза и из чего она состоит

Маркировка – это система цифр, знаков и обозначений, указывающих на требования к обращению с грузом, его комплектность и данные о получателе. Она состоит из четырёх элементов:

  • номер заявки грузоперевозок;

  • масса груза (брутто или нетто) в килограммах;

  • знак официального товарополучателя;

  • указание места назначения (при международной перевозке).

Правильная маркировка груза значительно улучшает работу людей и компаний, ответственных за логистику. Следовательно, знаки транспортировки и обращения, размещённые на упаковках в соответствии с применяемыми правилами маркировки, позволяют легко определять свойства продуктов внутри, информируя о том, как правильно обращаться с данной упаковкой во время погрузки/разгрузки, перевозки и хранения. Правильно нанесённые знаки на упаковках повышают безопасность транспортируемой продукции, значительно снижая риск её повреждения в дороге или на складе.

Классификация маркировки для упаковки грузов

Перемещение товаров по цепочке поставок невозможно без маркировки упаковки. Нанесение специальных символьных обозначений определяет разные характеристики груза:

  • вес;

  • свойства;

  • хрупкость;

  • способ разгрузки и хранения;

  • принадлежность к конкретной партии и другие.

Маркировка бывает нескольких видов:

  • товарная – идентифицирует груз, а также его пункт назначения и включает номер заказ и наряда, дату выпуска, отметку получателя, сорт продукции;

  • отправительская – содержит данные об отправителе и получателе груза, адреса пунктов отправки и приёма, массу партии;

  • транспортная – определяет вид, качество и состав товаров, номер партии продукции, страну происхождения, способ использования, дату производства, срок годности и прочее;

  • специальная – указывает особенности груза, которые могут быть опасными для людей и окружающей среды, например, взрывчатые вещества, ядовитые материалы и продукты;

  • манипуляционная – предписывает особый способ обращения с грузом и указывает на правила его хранения.

В России с 2017 года транспортировка опасных товаров регулируется правилами Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Для таких товаров упаковка и транспортное средство должны иметь соответствующие разрешения и сертификаты.

Способы и места размещения маркировки

Требования к упаковке и маркировке грузов определяет ГОСТ 14192-96, в котором также указываются способы и места нанесения обозначений. Символы могут быть нанесены методом:

  • клеймения;

  • штамповки;

  • трафарета;

  • литографии;

  • типографской печати;

  • лазерной печати;

  • тиснения.

Уместность применения любого из способов определяет изготовитель или отправитель товара. Местоположение маркировки определяется также тарой упаковки груза. Способы нанесения обозначений для тары из разного материала:

  • деревянная – окраска по трафарету, штемпелевание, выжигание;

  • картонная – типографская печать, штемпелевание;

  • металлическая – окраска по трафарету, выдавливание;

  • пластмассовая – формование на пресс-форме.

Например, для маркировки ящика используется одна из его сторон. Если он имеет обрешётку или наружные планки, тогда надпись наносится на специально добавленную площадь, закрывающую пустые участки упаковки. На мешки и пакеты обозначение наносится на верхнюю часть, ближе ко шву, или сбоку. На бочках и бутылках место маркировки – верхняя часть крышки или боковой участок корпуса. Если перевозочная тара отсутствует, то обозначение наносится прямо на товар, обычно на лицевую часть.

Манипуляционные знаки упаковки грузов: что это такое?

Манипуляционные знаки указывают на особые требования обращения с грузом при его погрузке/разгрузке и хранении. Их указания относятся к состояниям:

  • перемещения транспортной упаковки с её содержимым;

  • хранения, которое часто больше относится к содержимому, чем к самой таре.

В России изображение и место расположения таких идентификаторов регулируется ГОСТом 14192-96. Ниже перечислены основные манипуляционные знаки.

Осторожно, хрупкое

Наносится на транспортную упаковку, содержащую хрупкие товары, чувствительные к толчками и ударами. Упаковка, на которую нанесён этот символ, должна быть защищена от ударов и падений во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ.

Избегать солнечных лучей

Указывает на необходимость ограничения длительного пребывания продукции под прямыми солнечными лучами ввиду потенциальной опасности нагревания, возгорания или утраты первоначальных характеристик.

Верх

Наносится на коробки, изменение положения которых приведет к повреждению содержимого. Во время транспортировки, хранения и погрузочно-разгрузочных работ упаковки, отмеченные этим знаком, должны всегда находиться в таком положении, чтобы стрелки указывали вверх.

Беречь от влаги

Ставится на упаковки, содержимое которых должно быть защищено от влаги. Их нельзя перевозить на открытых транспортных средствах без защиты и хранить на открытых пространствах без подкладок.

Поднимать тележкой запрещается

Размещается на коробках, для которых нельзя использовать ручные тележки, так как это может повредить упаковку и/или её содержимое.

Не катить

Наносится на транспортную упаковку, которая в силу своего содержимого не должна перемещаться путём перекатывания.

Крюками не брать

Наносится на тару, которую нельзя поднимать и перемещать, цепляясь непосредственно крюком, поскольку это приведёт к порче или потере содержимого.

Место строповки

Указывает, где следует надевать стропы, потому что подвешивание их в другом месте опасно или может привести к повреждению содержимого.

Центр тяжести

Наносится на крупногабаритные коробки, фактический центр тяжести которых не совпадает с геометрическим. Расположение отметки на упаковках следует учитывать при их размещении на транспортных средствах и во время погрузочно-разгрузочных работ.

Штабелирование ограничено

Ставится на тару, для которой вес штабелированных грузов не должен превышать значение, указанное на знаке, так как его прочностные характеристики и содержимое этого не позволяют.

Зажимать здесь

Наносится на упаковки, чтобы указать места, за которые следует брать их во время погрузочно-разгрузочных операций.

Размеры манипуляционных символове установлены приложением В ГОСТа 14192-96.

  • При длине или ширине транспортной упаковки до 1000 мм и высоте до 190 мм размеры символов следующие (в мм): 26 х 37, 37 х 52, 52 х 74.
  • При длине или ширине транспортной упаковки до 1000 мм и высоте более 190 мм размеры символов следующие (в мм): 74 х 105
  • При длине или ширине транспортной упаковки более 1500 мм размеры символов следующие (в мм): 148 х 210

В ситуации, когда транспортная упаковка имеет необычное соотношение длины к ширине или высоте, допустимо использовать отметку на один размер меньше. Если же знаки наносятся на упаковку в виде этикеток, их размеры должны соответствовать размерам знаков, приведённых в таблице.

Маркировка грузов для международных перевозок

На транспортной этикетке международного груза указывается отправитель и получатель, а также их адреса. Эта информация является ключевой как для международных поставщиков логистических услуг, так и для сотрудников таможни, поскольку им необходимо знать, куда и кому нужно отправить посылку, а в некоторых случаях, как обращаться с ней в случае хрупких или специализированных товаров.

Минимально необходимая информация международной транспортной маркировки:

  • имя и адрес получателя;

  • имя и адрес отправителя;

  • описание предмета перевозки;

  • масса груза;

  • количество товара;

  • номер для отслеживания и/или штрих-код.

Для отправки товара в другое государство самое главное – обеспечить простое считывание маркировки. Если этикетка прикреплена неправильно, она может быть оторвана или повреждена во время транспортировки. Без неё невозможно понять, что находится в упаковке и куда она должна быть отправлена. При международной перевозке обязательно маркируется каждая единица груза. Это требует отдельной этикетки для каждой коробки, ящика или поддона, а затем этикетки для самого транспортного контейнера. Также желательно добавление двумерных штрих-кодов, которые выступают как дополнительные идентификаторы содержимого груза.