Маркировка и упаковка груза – одна из ключевых задач, которую нужно решить ещё при организации их перевозки. Это нужно, чтобы доставка груза была реализована в нужное время и место. Из-за различных и специфических свойств грузов важно разделить их и классифицировать, используя соответствующие маркировки. Что такое маркировка для упаковки груза, какая она бывает и какое значение имеет – разберёмся в этой статье.
Маркировка – это система цифр, знаков и обозначений, указывающих на требования к обращению с грузом, его комплектность и данные о получателе. Она состоит из четырёх элементов:
номер заявки грузоперевозок;
масса груза (брутто или нетто) в килограммах;
знак официального товарополучателя;
указание места назначения (при международной перевозке).
Правильная маркировка груза значительно улучшает работу людей и компаний, ответственных за логистику. Следовательно, знаки транспортировки и обращения, размещённые на упаковках в соответствии с применяемыми правилами маркировки, позволяют легко определять свойства продуктов внутри, информируя о том, как правильно обращаться с данной упаковкой во время погрузки/разгрузки, перевозки и хранения. Правильно нанесённые знаки на упаковках повышают безопасность транспортируемой продукции, значительно снижая риск её повреждения в дороге или на складе.
Перемещение товаров по цепочке поставок невозможно без маркировки упаковки. Нанесение специальных символьных обозначений определяет разные характеристики груза:
вес;
свойства;
хрупкость;
способ разгрузки и хранения;
принадлежность к конкретной партии и другие.
Маркировка бывает нескольких видов:
товарная – идентифицирует груз, а также его пункт назначения и включает номер заказ и наряда, дату выпуска, отметку получателя, сорт продукции;
отправительская – содержит данные об отправителе и получателе груза, адреса пунктов отправки и приёма, массу партии;
транспортная – определяет вид, качество и состав товаров, номер партии продукции, страну происхождения, способ использования, дату производства, срок годности и прочее;
специальная – указывает особенности груза, которые могут быть опасными для людей и окружающей среды, например, взрывчатые вещества, ядовитые материалы и продукты;
манипуляционная – предписывает особый способ обращения с грузом и указывает на правила его хранения.
В России с 2017 года транспортировка опасных товаров регулируется правилами Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Для таких товаров упаковка и транспортное средство должны иметь соответствующие разрешения и сертификаты.
Требования к упаковке и маркировке грузов определяет ГОСТ 14192-96, в котором также указываются способы и места нанесения обозначений. Символы могут быть нанесены методом:
клеймения;
штамповки;
трафарета;
литографии;
типографской печати;
лазерной печати;
тиснения.
Уместность применения любого из способов определяет изготовитель или отправитель товара. Местоположение маркировки определяется также тарой упаковки груза. Способы нанесения обозначений для тары из разного материала:
деревянная – окраска по трафарету, штемпелевание, выжигание;
картонная – типографская печать, штемпелевание;
металлическая – окраска по трафарету, выдавливание;
пластмассовая – формование на пресс-форме.
Например, для маркировки ящика используется одна из его сторон. Если он имеет обрешётку или наружные планки, тогда надпись наносится на специально добавленную площадь, закрывающую пустые участки упаковки. На мешки и пакеты обозначение наносится на верхнюю часть, ближе ко шву, или сбоку. На бочках и бутылках место маркировки – верхняя часть крышки или боковой участок корпуса. Если перевозочная тара отсутствует, то обозначение наносится прямо на товар, обычно на лицевую часть.
Манипуляционные знаки указывают на особые требования обращения с грузом при его погрузке/разгрузке и хранении. Их указания относятся к состояниям:
перемещения транспортной упаковки с её содержимым;
хранения, которое часто больше относится к содержимому, чем к самой таре.
В России изображение и место расположения таких идентификаторов регулируется ГОСТом 14192-96. Ниже перечислены основные манипуляционные знаки.
Наносится на транспортную упаковку, содержащую хрупкие товары, чувствительные к толчками и ударами. Упаковка, на которую нанесён этот символ, должна быть защищена от ударов и падений во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ.
Указывает на необходимость ограничения длительного пребывания продукции под прямыми солнечными лучами ввиду потенциальной опасности нагревания, возгорания или утраты первоначальных характеристик.
Наносится на коробки, изменение положения которых приведет к повреждению содержимого. Во время транспортировки, хранения и погрузочно-разгрузочных работ упаковки, отмеченные этим знаком, должны всегда находиться в таком положении, чтобы стрелки указывали вверх.
Ставится на упаковки, содержимое которых должно быть защищено от влаги. Их нельзя перевозить на открытых транспортных средствах без защиты и хранить на открытых пространствах без подкладок.
Размещается на коробках, для которых нельзя использовать ручные тележки, так как это может повредить упаковку и/или её содержимое.
Наносится на транспортную упаковку, которая в силу своего содержимого не должна перемещаться путём перекатывания.
Наносится на тару, которую нельзя поднимать и перемещать, цепляясь непосредственно крюком, поскольку это приведёт к порче или потере содержимого.
Указывает, где следует надевать стропы, потому что подвешивание их в другом месте опасно или может привести к повреждению содержимого.
Наносится на крупногабаритные коробки, фактический центр тяжести которых не совпадает с геометрическим. Расположение отметки на упаковках следует учитывать при их размещении на транспортных средствах и во время погрузочно-разгрузочных работ.
Ставится на тару, для которой вес штабелированных грузов не должен превышать значение, указанное на знаке, так как его прочностные характеристики и содержимое этого не позволяют.
Наносится на упаковки, чтобы указать места, за которые следует брать их во время погрузочно-разгрузочных операций.
Размеры манипуляционных символове установлены приложением В ГОСТа 14192-96.
В ситуации, когда транспортная упаковка имеет необычное соотношение длины к ширине или высоте, допустимо использовать отметку на один размер меньше. Если же знаки наносятся на упаковку в виде этикеток, их размеры должны соответствовать размерам знаков, приведённых в таблице.
На транспортной этикетке международного груза указывается отправитель и получатель, а также их адреса. Эта информация является ключевой как для международных поставщиков логистических услуг, так и для сотрудников таможни, поскольку им необходимо знать, куда и кому нужно отправить посылку, а в некоторых случаях, как обращаться с ней в случае хрупких или специализированных товаров.
Минимально необходимая информация международной транспортной маркировки:
имя и адрес получателя;
имя и адрес отправителя;
описание предмета перевозки;
масса груза;
количество товара;
номер для отслеживания и/или штрих-код.
Для отправки товара в другое государство самое главное – обеспечить простое считывание маркировки. Если этикетка прикреплена неправильно, она может быть оторвана или повреждена во время транспортировки. Без неё невозможно понять, что находится в упаковке и куда она должна быть отправлена. При международной перевозке обязательно маркируется каждая единица груза. Это требует отдельной этикетки для каждой коробки, ящика или поддона, а затем этикетки для самого транспортного контейнера. Также желательно добавление двумерных штрих-кодов, которые выступают как дополнительные идентификаторы содержимого груза.